Свободная Пресса 5.10.2009г.
Калинченко Светлана Юрьевна, эндокринолог — андролог, сексолог, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой эндокринологии ФПК МР РУДН, вице-президент Российского филиала Европейского общества по изучению вопросов старения у мужчин.
Профессор Калинченко написала сенсационную научную монографию «Возрастной андрогенный дефицит». Она мгновенно стала настольной книгой андрологов, а лекции Светланы Юрьевны – нарасхват в самых престижных и знаменитых медицинских учреждениях Европы и мира. А ведь когда она собирала материал для диссертации, коллеги крутили пальцем у виска и считали, что она впустую тратит время: организм мужчин уже изучен вдоль и поперек и никаких открытий не принесет.
Светлана Юрьевна: -Испокон веков мужские проблемы — удел урологов , которые в основном связывали все болезни половой функции с –предстательной железой. Эндокринология позволила мне шире посмотреть на проблему и применить знания и достижения эндокринологии в лечении типично мужских проблем. Главные из которых – короткая продолжительность жизни и стремительно молодеющие у представителей сильного пола тяжелые заболевания – инфаркт, инсульт, сахарный диабет, ожирение… Вы посмотрите: продолжительность жизни за последние полвека в целом на планете увеличилась, но разница в продолжительности жизни мужчины и женщины осталась прежней.
Все жизненные процессы в мужском организме регулируются тестостероном. Его нормальный уровень составляет от 13 до 33 условных единиц. Пик секреции – 30 лет. И каждый следующий год уровень тестостерона в среднем снижается на один процент. Но проблема в том, что у одних мужчин в 30 лет тестостерон составляет 33, а у других — 17 или 20, но снижается-то он у всех одинаково! Поэтому первые приходят к 50 годам вполне здоровыми, крепкими физическими и морально, а вторые – уже в сорок лет чувствуют себя плохо, появляются проблемы в половой сфере. В этом принципиальная разница в физиологии мужчин и женщин: у слабого пола угасание половой функции начинается примерно с 45 лет и длится до 55. У мужчин это угасание напрямую связано с уровнем тестостерона и может начаться и в 50, и в 40, и даже в 30 лет.
Мужской климакс – не домыслы, а научно доказанный факт?
Калинченко С.Ю.: — Конечно. Только это правильно теперь называть не климакс, а возрастной андрогенный дефицит, и его «возраст» очень помолодел – сорокалетние мужчины все чаще становятся нашими пациентами, жалуются на депрессию, раздражительность, упадок сил. Один мой пациент именно этого возраста очень точно сказал: «Краски ушли из жизни». Кстати, тестостерон вернул ему краски и сегодня он – успешный политический деятель».
Можно ли внешним признакам определить андрогенный статус мужчины хотя бы приблизительно? Калинченко С.Ю.: -Да, и достаточно точно: если у мужчины объем талии более 94 см – у него низкий уровень важнейшего мужского гормона и более чем серьезные проблемы со здоровьем. Далее: тестостерон отвечает за вторичные половые признаки. Это значит, что больший потенциал мужского долголетия у невысоких лысых мужчин, которые часто бреются и имеют обильный рост волос на туловище и конечностях. Ну, и нередко к 40-50 годам статность плавно переходит в полноту. Ничто не убивает мужчину больше, чем ожирение. Если он полный с юности – уже к 30 годам он приходит с «плохим» тестостероном. И хочу особенно подчеркнуть – не возрастная полнота ведет к понижению гормона, а наоборот: возрастное снижение тестостерона вызывает полноту. Вот почему многие пациенты жалуются: и на диете сидят, и в спортзале себя изнуряют – а вес не снижается. Потому что первым делом надо проверить тестостерон, а уже потом искать пути лечения — от ожирения в том числе, потому что излишний вес, как правило, тащит за собой другие болезни – артериальную гипертонию, сахарный диабет, нарушение эректильной функции.
То есть можно сказать, что снижение тестостерона – серьезное мужское заболевание? Калинченко С.Ю.: -Да, имя ему гипогонадизм. Этот диагноз ставили и раньше, но считали, что гипогонадизм может быть либо врожденный, либо осложнением после других заболеваний. Возрастной гипогонадизм серьезно медициной не рассматривался и уже тем более не лечился. Вот почему мои первые попытки доказать решающую роль тестостерона в продолжительности и качестве жизни мужчины вызывали, мягко говоря, скептицизм. Только поддержка и помощь Олега Борисовича Лорана – академика, заведующего кафедрой урологии ММСИ, признанного авторитета в области урологии, заставила меня продолжать свои исследования.
Самый главный вопрос: как лечить этот самый возрастной гипогонадиизм?
Калинченко С.Ю.: — Существует два основных способа: введение тестостерона из вне – для этого в нашем арсенале есть таблетки, гель, инъекции тестостерона и второй способ — стимулирующая терапия, направленная на выработку собственного тестостерона. Выбор метода врач осуществляет в каждом конкретном случае индивидуально.
То есть лечению поддается абсолютно любой уровень тестостерона и в любом мужском возрасте? Калинченко С.Ю.: — Конечно. Только в нашей стране невыгодно лечить мужчин, особенно половое бессилие — ведь моду в медицине диктуют фармацевтические компании. Куда они денут тогда огромное количество различных стимуляторов и допингов? Я же предлагаю каждому мужчине в нашей стране вместе общегражданским выдавать персональный мужской паспорт, в котором бы фиксировались анализы на важный мужской гормон в разные годы в жизни, чтобы каждый сам понимал, что происходит в его организме и при необходимости обращался к врачу. Мужское здоровье должно стать государственной проблемой, важнейшей частью национальных медицинских программ – иначе страна очень скоро перед реальной проблемой вымирания.
Получить консультацию грамотного андролога Андреева Сергея Юрьевича
http://vk.com/video-86086368_171253056
КОНСУЛЬТАЦИЯ АНДРОЛОГА
927-48-44